Дж. М. Кутзее. Жизнь и время Михаэла К.

Михаэл К. –кто он? Герой? Посредственный персонаж? А возможно отражение каждого из нас..?

5728060_ZHizn_i_vremya_Mihaela_K
В. Еклерис

Михаэл К., будучи героем одноименного романа Дж. М. Кутзее, начал свой путь в жизни, предположив, что ее смыслом является помощь матери. Даже не маме, а матери – женщины, родившей его и «отравившей его жизнь». Смысл его жизни - помогать ближнему…он не может понять, почему события складываются таким или иным образом с ним… и как так происходит? Почему же ему просто не дают добраться до своего места? Почему ему не дают уйти и попросту не хотят забыть о его существовании  – бесполезного маленького человека; почему не дают остаться на земле и спать?... «Зачем меня будить?! Зачем меня спасать? Зачем из меня делать что-то особое? Зачем на меня возлагать какие-либо надежды?!? Зачем меня благодарить?! Зачем?!?! зачем мне деньги?!??! Зачем мне есть?!? Зачем мне жилье?!?!  Зачем я жив?? Зачем??!.. Зачем?!?!?!?...  я ведь всего лишь существо, идущее по пути меньшего сопротивления: спать, взращивать, рождать, любить простое… естественное… помогать…»

accept_truth

Невольником судьбы, он становится в глазах окружающих и сумасшедшим, и бомжом, и жалким человечишкой и «повстанцем-сопротивления», и героем, за которым может пойти угнетенное слепое общество. Только все Это ему чуждо – он просто хочет жить…в свободе… в своем доме…и не трогайте его…он далек  ото всего, что происходит вокруг… «нет, только не боль… только не стены… только не люди…» и жить… просто жить…

Он вспоминает мать, раздумывая, что каждому перед смертью видится образ  женщины, даровавшей жизнь – его родитель; а ей в свою очередь – ее мать; и так далее… до… прародительницы… той, которая была первой матерью…о чем он? О Боге? Или о любви?! А возможно еще о чем-то?... о чем?! О любви Бога… Каждому нужна помощь… эта святая помощь, спасающая и поддерживающая в трудные периоды… сила, раскрывающая истину, и способная отворить двери перед страдающими…

0f3814007812bb1fa83aa1a0da063375

Так и Михаэл осознал, что каждому событию свое время… и мы, люди, как крупицы, разбросанные по всему свету, способны повлиять на жизнь других… и он повлиял…и нашел свой ответ на мучащий вопрос «зачем». Его поступки и их отсутствие способствовали началу движения внутреннего мира других людей – пробуждения от заточения подземной темноты…

ff8365dd80e8f3b935e0274fb75f82fc

Врач в лагере, чей прототип так близок мне сейчас, он живет в «клетке» войны, огражденный доступным для существования человека условиями, он понимает, что вокруг твориться хаос…война! Люди страдают и гибнут… а он делает свою работу, спасая людей…тех, кто восстал против строя… ныне «детей» лагеря исправления… Эта клетка внешнего спокойствия… такая … искусственная… Он осознает свою несущественность во всей этой войне. Его разъедают мысли, проливающие свет на происходящее вокруг. Постепенно из повседневных забот о больных, к нему приходят смыслы…он вспоминает… пытается услышать внутренний голос, ранее подавляемый суетой:.. а что происходит…? А за что мы воюем? война  за что?! Зачем?! Война, где погибают люди, а он остается в лагере…среди людей в клетке…не желающих и палец двинуть, чтобы что-нибудь изменить… Да зачем же они борются?! Где ее сокровенное значение?!

«— И еще одно, — продолжал я, — можете вы мне напомнить, ради чего мы ведем эту войну? Мне когда-то говорили, но это было давно, боюсь, я забыл.
— Мы ведем эту войну, — сказал Ноэль, — чтобы национальные меньшинства сами могли решать свою судьбу.

Мы смотрели друг на друга пустым взглядом

Этот шаткий мирок лагеря и люди вокруг жили как будто бы ничего страшного и смертоносного не происходило, устроившись комфортно на мягком месте, мысленно укрепляя свою тонкую стену из стекла железобетонными прослойками ничего-не-видения…лишь бы жить жить..а что там за?! –Ужасно, конечно же, но неважно!

8-Illum-Sphere-Ghosts-of-Then-and-Now

Вот и такой человек как Миахаэл, отличающийся от остальных пребывающих в лагере, трогает врача – своей тягой…к свободе…ценой жизни или смерти – неважно как! лишь бы быть свободным.

Образ Михаэла – это идеалистический образ в глазах врач. Он создает его, а точнее находит в самом Миахэле то, что сам врач не может позволить себе в себе раскрыться... Ему приходится оставаться в рамках душевного и ментального разума – своего рода защитный механизм выживания: жить так, как другие, закрывшись повседневной суетой или праздной игрой в крикет. Но его душа хочет большего-свободы!!! Идеализируя Михаэла и наделяя его своими «живыми» качествами, он создает образ борца – человека, способного подвигнуть его - врача, находящегося в заточении своей собственной ментальной тюрьмы, на какие-то шаги…. Он не осознает, что ему не хватает внутренней силы, а  не человека-двигателя… все заложено в нем… внутри… и только позволь себе сделать шаг-второй пойдет сам по себе…

А что выберешь ты?

Katharina-Jung_Photography_0

Так кто же они? Михаэль и Врач… Герой? Страдальцы? …нет, они представители своего поколения, неподготовленные к реалиям жизни, чьи действия обусловлены попытками отгородиться от кошмаров… найти равновесие в своем существовании… Неимоверная тяга к жизни не позволяет оставаться безучастными.

Жизнь Михаэла К. проводит его через огромное количество страданий, и он, оставаясь верным одному единственному желанию: быть свободным – жить (!), неосознанно борется с системой строя, и найдя ответ на своей вопрос: «зачем?» - «всему свое время и место». И его появление в жизни Врача… именно в то время – неслучайно!

И неслучайно, что такая книга возникает у Кутзее именно во время многолетней борьбы в ЮАР за прекращение политики апартеида.

Такое рождение Миаэла К. как символа борьбы за свободу и действия аккумулирует силы врача на осознание…на желание изменений…на попытки действий… а будут ли действия?

Врач живет в своих рамках, а проведя параллель в нашем мире, разве люди, мы, не живут в таких же рамках, ограждаясь стенами комфорта и неспособные сами вылезти из норки. Чтобы что-то сделать!? Разве не ждут своего спасителя… того, кто поведет за ручку вперед…противно! Но так и есть! Наделяя кого-то героическим качествами, как надеждой на спасение, ослепляемся идеей, что «да, существуют такие герои, а я, двигаясь с ними, буду сам себя взращивать». А на деле – разочарование и осознание, что не все так идеально…,  а почему?!?! Неспособность себя поднять! Неспособность сделать шаг-страх!

c20c6bc9fd0dc170abfe5de3eb971a56

Однако судьба непредсказуема. Что происходит за раками книги, останется неизвестным. Возможно, неслучайная встреча Врача и Михаэла К. – это приквел борьбы Врача за свободу, что могло бы произойти или благодаря «случайностям» судьбы, как и в случае Михаэла К., а может и осознанности своей внутренней способности действовать… а возможно он так и останется ждать своего «Предводителя», отравляя свое существования терзаниями души. Но что точно останется неизменным – его жизнь не будет никогда прежней.

А что выберешь ты?

Иван Вырыпаев. Виктор Рыжаков. Пьяные

Кто мы и что мы делаем на этой земле…сейчас!? А каковы последствия наших действий?...а бездействия?!? Что творится душах…каждого!??! Откуда это «современная» пропасть непонимания? А точнее псевдо видения сквозь призму мобильного экрана!??!  Почему все так друг друга ненавидят!?!? Почему хорохорятся какие они молодцы, что распознали  «во всех» падение …Содом и Гоморру … а в отдельных конкретных случаях - истину… и только им подвластна она… критика без предложения… без пробы поддержки… а лишь уничтожение, боль и гнобение… откуда такой пафос всезнания и расставления якорей?  Одним ставят твердую десятку, а другим двоечку… не такой как надо…неееет… А в душу заглянуть? А увидеть прекрасное? А попробовать вытащить это из человека?! … нет, предпочтение отдается затмению…. «А судьи кто?!?»….а раскрыть…а поискать краешек света, способный изменить жизнь «заклейменного»!? а может он даст ростки и спасет других!..! а поверить!? А подать пример?!?!? Отстранить свое эго в сторону от разума и сердца, и прислушаться к главному, бурлящему внутри… Мы мертвы пока не проснемся… проснись!!!!!!
Дать слово эго и услышать, ПОЧЕМУ оно так реагирует???!!! ПОЧЕМУ???!!! Где все мы?! Не забивать, не заглушать новыми ростками гнева и ненависти, подпитываемыми изо дня в день, а «прозреть»… услышать себя… не борьба на ринге, а очная ставка…

А почему я поднимаю этот вопрос?!.. почему я реагирую?...а где грань клеймения и крика души?... в намерении говорящего…в сердце…в его действиях…? – быть может в этом?

Долгое время ношу бремя этих вопросов безответных… в попытках осознания и изменений… Спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева и постановке Виктора Рыжакова как будто придвинул к  стене в комнате безотносительного мрака, предоставив попытку найти дверь… или окно…или щелка…

9dfdf365c4eb46efa45dce860403
rubric_issue_event_387828
0,,17412943_4,00

«Улица/ квартира/ ресторан/ Все очень пьяные»

Разные поколения. Разного пола. Разного роста. Разного социального слоя. Разные судьбы... Похожие профессии… похожие образы… похожее чувство пустоты внутри… одинаковое желание ее заполнить.

«Кто с нами это делает??!?! Зачем!?!?»

IMG_3344

МАГДА. Почему ты такой мокрый, Лоуренс? Потому что я ходил по воде и провалился в эту воду. Для чего ты выбрал меня, Лоуренс? Потому что я люблю тебя, всем своим существом, дорогая моя. А что такое любовь, Лоуренс? Это такое состояние, в котором мне не страшно умереть, дорогая. Значит, тебе не страшно умереть, Лоуренс? Нет, мне не страшно умереть, дорогая. Значит, ты скоро умрешь, Лоуренс? Все мы скоро умрем, Магда. Значит у нас нет выбора? Не у кого нет выбора. Значит, все в этой жизни заранее решено? Да, Магда, все в этой жизни заранее решено. Значит, то что мы должны были встретиться и пожениться, это все было заранее решено, так? Ну, конечно, Магда, в этой жизни все заранее решено. И значит, то, что я увела тебя у своей лучшей подруги, это тоже было заранее решено, так? Да, да, конечно, все было заранее решено. И то, что мы решили напиться втроем, и то, что мы пришли к Лауре домой? И то, что теперь она осталась одна, а ты уходишь ко мне, все это было заранее решено? Абсолютно верно. В этом мире все дела и все события заранее решены.

МАГДА. А кто принимает все эти решения? Кто за нас все решает?
ЛОУРЕНС. Господь Бог, конечно, кто же еще.
МАГДА. Ты что веришь в Бога, Лоуренс?
ЛОУРЕНС. Думаю, да, Магда.
МАГДА. А почему ты такой мокрый, Лоуренс?
ЛОУРЕНС. Я ходил по воде и провалился в нее.


IMG_3430


ГУСТАВ. Одну минуту, дорогие дамы, я должен кое-что объяснить нашему Карлу, я хочу, чтобы он кое-что понял. Мы тут с ним еще не договорили. Понимаешь, дорогой Карл, а ведь это не важно, какой ты человек, Карл, плохой или хороший. Это не имеет никакого значения, потому что ты все равно Господь Бог. Кем бы ты не был, Карл, ты все равно являешься телом Господа, все равно. Понимаешь, Карл? Кем бы ты ни был, ты тело Господа, понимаешь? Ты понимаешь, о чем я, Карл?
КАРЛ. Кажется, я начинаю понимать тебя, Густав.
ГУСТАВ. И моя жена Лора, каким бы человеком она не была, и твоя жена Линда, все мы являемся телом Господа Бога. И ты, и она, и Лора, и я, все мы тело Господа, понимаешь, о чем я, Карл?
КАРЛ. Кажется, я понимаю о чем ты, дружище.
ЛОРА. Я не понимаю, о чем ты. Что это за странная философия, что это такое, Густав?
ГУСТАВ. Ты, Господь Бог, Лора, ты тело Господа Бога, понимаешь? Ты Господь Бог, Лора. И Линда, тоже Господь Бог, и я Господь Бог, и даже наш очень, очень плохой Карл, он тоже Господь Бог. Все мы Господь Бог. И даже арабы убившие и ограбившие твоего брата Лора, это тоже Господь Бог, - вот, что это за философия, дорогая моя Лора.
ЛОРА. Не смей называть Богом убийц моего брата, Густав.
ГУСТАВ. Все мы Господь Бог, Лора, и те, кто убивают нас в этом странном мире, все тоже, тоже, тоже, тоже…


IMG_3450
IMG_3465


ГАБРИЕЛЬ. Мой брат говорит, что мы должны услышать шепот Господа в своем сердце. Каждый из нас должен услышать шепот Господа в своем сердце. Мой брат говорит….
МАТИАС. У тебя нет никакого брата, заткнись.
ГАБРИЕЛЬ. Ты должен услышать шепот Господа в своем сердце, вот, что мой брат просил передать тебе.
МАТИАС. Идиот!
РОЗА. Я знаю, о чем он говорит, он не идиот. Я слышу шепот Господа в своем сердце. Не всегда, но иногда бывает, что слышу.
РУДОЛЬФ. Ты же проститутка, Роза, ты не можешь так говорить.
РОЗА. Но я слышу. Я честное слово, иногда слышу шепот Господа в моем сердце.
РУДОЛЬФ. Почему проститутки всегда так религиозны?
ГАБРИЕЛЬ. Мой брат католический священник, говорит, что каждый хоть раз в жизни да слышал шепот Господа в своем сердце, но мало кто может в этом признаться.
МАТИАС. У тебя нет никакого брата, что ты несешь.
ГАБРИЕЛЬ. Мы все слышим шепот Господа в нашем сердце, но мы просто скрывает это, скрываем это даже от самих себя.

doc6er9dq6uot51bl7ky4hh_800_480


МАРТА. Любовь, это когда все просыпается у тебя внутри, каждая клетка твоего организма. Пока ты не любишь ты спишь. А когда любишь, то пробуждаешься ото сна, и весь мир кажется тебе, наполненным этой энергией, которую ты раньше не замечал. Я люблю тебя, и это означает, что я больше не сплю, это означает, что я только сейчас начинаю жить, полной жизнью. Твоя любовь соединяется с моей, и в мире становится все больше и больше любви.
ГУСТАВ. Точно! Что-то просыпается в моем сердце, во всем моем организме, это необъяснимая энергия, ее становится все больше и больше. Это все меняет. Это все меняет и внутри, и вокруг. Твоя любовь, пробуждает мою любовь, и все это выходит наружу, и пробуждает любовь всех остальных!
ЛОРА. Вы что с ума сошли, что вы такое говорите? У вас же у обоих белая горячка! И у тебя, Густав, тоже! Подождите, я сейчас позвоню в «скорую помощь» она приедет, вам поставят специальные уколы, и вы вернетесь обратно.

МАРТА. И каждое событие в моей жизни с этого момента теперь выглядит по-другому, потому что я знаю, что все вокруг меня пребывает в любви. Я не замечала этого, потому что я не любила. Мне казалось, столько говна и столько горя вокруг меня. Я видела одно говно, мне казалось, что вся эта страна, это все одно сплошное говно. Что все эти мои сверстники, все эти мои друзья, все они такое говно, все они все время говорят о таком говне, все это такая блевотина, весь этот мир такая блевотина. Мне везде, блядь было не выносимо, мои родители, блядь никого не любят, мой парень просто тупой недоношенный ублюдок, ни в чем нет никакой жизни, все вокруг мертвое, все из какого-то пластилина или пластмассы, ни в ком нет жизни, никто ни хуя не чувствует, никто блядь не чувствует, самого главного, никто не чувствует, что происходит, я думала, на хера мне вообще жить в этом блядь резиновом мире, с этими блядь пластиковыми людьми, которые только жрут, трахаются и спят? Я думала, что во всем этом нет ни капли смысла, а теперь я вижу, что смысл есть, Густав. Смысл в любви, Густав. Теперь я встретила тебя, Густав и я поняла, что главное во всем этом это любовь, потому что во всем этом, оказывается есть любовь. Потому что жизнь есть любовь. Оказывается, жизнь есть любовь. Оказывается, любовь это и есть жизнь. Если ты любишь ты живешь, если ты не любишь ты спишь или живешь в говне. Мир всегда такой какой он есть, важно только - умеешь ты любить или нет. Не важно какой мир, важно только умеешь ты любить или нет. Неважно какая жизнь, важна только любовь. Только любовь важна и ничего больше. Если любишь то живешь, если не любишь то ты кусок ебаного пенопласта и все. Или ты в любви или ты в говне, ты меня понимаешь, Густав?
ГУСТАВ. Я тебя абсолютно и до самого конца, понимаю, любимая моя. Я в одну секунду это понял, как только мы встретились, как только я услышал, что ты любишь меня, как только я открылся тебе. Мне ведь, уже пятьдесят три года и я всю жизнь прожил так, будто вокруг меня все только и делают, что пытаются наибать своих конкурентов, я думал, будто вся это любовь вокруг меня это только секс и пиздешь супругов друг другу. Любовь это секс и пиздешь, вот что я думал.  А теперь, когда мы встретились, Марта. Я наконец-то понял, что любовь, это желание стать по-настоящему живым, что любовь это жизнь, Марта. Мы в нашем обществе все хотим жить, как бы мы не говорили об этом, мы все хотим жить. А значит, мы все хотим любви, Марта. Мы все хотим любви, Марта. Мы не можем говорить об этом, потому что у нас это не принято, потому что у нас, это считается, слишком сентиментальным, слишком не серьезным, слишком и так всем понятным. Но на самом деле, это никому не понятно, Марта, потому что никто из нас по-настоящему не любит, потому что никто из нас, по-настоящему не чувствует, что весь этот говняный мир, который нас окружает это все любовь. Что вся эта говняная жизнь, которую мы проживаем, это все любовь. Что все это говно вокруг нас это любовь. Никто из нас об этом не знает, никто из нас даже не догадывается об этом, что вся эта говно-планета, на которой мы живем, есть планета любви. Марта, я люблю тебя.
ЛОРА (говорит по мобильному телефону). Алло, алло, алло. Скорая помощь, скорая помощь. Помогите! Здесь мой муж ведет себя очень плохо, ему нужна срочная помощь, он очень пьяный. Что, что? Да, да, я тоже очень пьяная, ну и что? Мы здесь все очень пьяные и нам всем здесь очень плохо. А особенно моему мужу, он связался с грязной молодой девицей, ему нужна медицинская помощь. Алло? Алло? Они положили трубку, бесчувственные эгоисты! Разве пьяным не нужна помощь? Мой муж сошел с ума и ему нужна помощь, что мне делать? Господи, что мне делать? Господи, помоги мне, спаси меня, что мне делать? Скорая помощь мне не помогает? Что мне делать? Зачем мне вообще жить в этом говняном мире, где какие-то арабы убили моего брата?
ГУСТАВ. Мир это жемчужина в куске говна, Лора. Ты должна засунуть свою руку по локоть в это вонючее говно, чтобы достать жемчужину, которая внутри. Засунь свою руку в говно и достань жемчужину, Лора.

65401

ГУСТАВ. Я знаю, что ты спала с Карлом, он сказал мне об этом как раз именно сегодня.

Пауза. Лора закрывает лицо руками. Густав и Марта стоят обнявшись.

ГУСТАВ. Но я по-прежнему люблю тебя, Лора. Ничего страшного не случилось. Я думал, что не смогу пережить это, но я встретил Марту, и понял, что любовь это нечто большее, чем то, что ты спала с Карлом, любовь это нечто гораздо большее, Лора. Любовь это то, что ты хочешь счастья, Лора. Мы все этого хотим, потому что мы все несчастны, и мы ищем этого счастья и мы прикасаемся к нему насколько это возможно. Когда ребенок смотрит на мороженное он его любит, Лора, это тоже вид любви, Лора. И когда твой отец смотрит на кружку пива, это тоже вид любви, Лора. И когда ты спала с Карлом, это был тоже вид любви, потому что ты хотела счастья, Лора. И когда ты сейчас хочешь идти домой, потому что ты устала, ты тоже хочешь счастья, дорогая моя. Ты хочешь быть счастливой, Лора и это так понятно. Но счастье не в мороженом и не в пиве, и даже не в Карле, Лора.
ЛОРА. А в чем, Густав?
ГУСТАВ. В том, чтобы разглядеть эту ебаную жемчужину, под этим толстым слоем мирового говна, Лора.


65382

МАРТА. Благодарю ваше говняное семейство за волшебную жемчужину любви.

Марта совершает поясной поклон касаясь рукой земли, и очень быстро уходит. Густав поворачивается к Лоре. Лора подходит к Густаву.

ЛОРА. Ты что хочешь сказать, что все останется так как и было, мы и дальше будем вместе?
ГУСТАВ. Нет, все теперь будет совсем по-другому, Лора. Мы, только теперь, наконец-то по-настоящему будем вместе.
ЛОРА. Это сейчас ты так говоришь, Густав, потому что ты пьян, а утром, когда ты протрезвеешь, ты будешь относится ко всему совсем по-другому.
ГУСТАВ. Я больше никогда не протрезвею, Лора.
ЛОРА. Ты что теперь будешь пить?
ГУСТАВ. Нет, я больше никогда не буду пить, но я не буду трезветь.

panye

МАКС. Я именно это и хотел и сказать. Дело в том, дорогие мои, братья и сестра, что мое поколение ничего ведь, на хуй, не чувствует, ничего по-настоящему, блядь, не чувствует. Ничего. Только возбуждение и секс, только работу и алкоголь, и эти ебаные уикенды и посещение своих родителей, и этот бесконечный треп на разные темы и эти наши женщины, которых мы не любим. Потому что мы на хуй потеряли контакт. Мы потеряли контакт. Контакт с самым главным, блядь. С тем, из чего мы вышли, с тем, без чего невозможно жить. Мы потеряли контакт с реальностью, блядь с той настоящей реальностью из которой все здесь на самом деле состоит. И все наши законы, все наши требования, весь наш ебаный либерализм, вся наша ебаная толерантность, вся наша тупая политика, все решения которые мы принимаем, все это происходит в отрыве от реальности, блядь. Все это мы делаем не ощущая контакта с самым главным. Да мы вообще, даже не знаем, что есть самое главное, блядь. Мы не знаем, что есть самое главное, и мы не знаем, что это такое – самое главное, из чего это все состоит. И вся эта наша свобода о которой мы все тут постоянно говорим, которой мы все тут все время добиваемся. Какая свобода? Хотите быть свободными?  Свободными отчего, блядь?! От кого, блядь? В чем эта свобода? Какая на хуй может у нас свобода, если мы потеряли контакт, на хуй. Слышите, что я говорю вам? А? Ну-ка, ну-ка, что вы мне ответите? А?!
РУДОЛЬФ. Почему он все время повторяет одно и тоже? Какой контакт, Макс?
МАКС. Твой контакт, придурок.
РУДОЛЬФ. Контакт с чем?
МАКС. Со всем, блядь. С самым главным.
РУДОЛЬФ. Если мы что-то и потеряли, то давайте поищем это завтра, ок?!
МАТИАС. Да, сейчас то мы вряд ли способны, что-нибудь найти.
МАКС. Никто ничего не чувствует, ничего понимает. Никто не знает, что с нами со всеми тут на самом деле происходит.
ГАБРИЕЛЬ. А что?
МАКС. Потеря самого главного.
ГАБРИЕЛЬ. А что это, самое главное, расскажи нам Макс?
МАКС. Хуй, его знает, что это? У меня этого больше нет. Я это потерял. Я потерял с этим контакт. А этот контакт, это самое главное, блядь. Или у тебя есть контакт или ты просто просрал, на хуй, свою жизнь.  Я никого не люблю, я никого не любил и вот только теперь, только теперь, когда я встретил… Лауру. И только теперь когда я встретил Лауру, я впервые в жизни понял, что контакт это единственная реальность, которая у нас есть, а все остальное это иллюзии и говно. И все, что мы должны делать на этом свете, это снова найти контакт. А это значит, мы должны любить, любить и любить, блядь. Это я вам говорю, гражданин Евросоюза, тридцатипятилетний операционный менеджер банка. Вот!

541641
ГАБРИЕЛЬ. Слово предоставляется невесте.
ЛАУРА. Это все такая лажа, это все такой бред. Он тебе ничего не должен, ты ему ничего не должна. Он на хуй свободный человек, она на хуй, свободная телка. Все на хуй свободны, никто на хуй ни от кого не зависит. А кто это нам сказал то, что это так? Кто это нам сказал то, что это так?!  Это - ебаное современное общество сказало нам, что это так. А это не так.
ГАБРИЕЛЬ. Полностью согласен, что здесь что-то не так.
РУДОЛЬФ. Присоединяюсь.
МАТИАС. Я с вами.
МАКС. Я горжусь своей женой.
ГАБИЕЛЬ. Для меня большая честь обвенчать, вас.
МАКС. Лаура продолжай.
ЛАУРА. Никакой свободы нет. Это все просто голимый и необоснованный пиздешь, что мы не должны никому принадлежать кроме себя. Это все такой страшный пиздешь, и мы все по уши залипли в этом пиздеже, и мы во все это верим и живем так, и боремся за свои права, быть свободными на этой земле. А свобода в том, что ты себя отдаешь. Что ты обязательно чему-то принадлежишь, что ты служишь, и весь целиком подчиняешься своему служению, свобода в том, что тебя вообще нет, что ты и есть весь этот мир. Свобода в том, то у тебя нет никакого выбора, что твоя судьба уже решена, в этом свобода. Свобода в том, что твое сердце отдано раз и навсегда и не ты его хозяин, а тот, кому оно по праву принадлежит. Мое сердце по праву принадлежит не мне. Вот в чем свобода, что мое сердце по праву принадлежит не мне.
ГАБРИЕЛЬ. А кому?
МАКС. Мое сердце принадлежит любви

65364


КАРЛ. Богу насрать на то, что мы о нем подумаем, и поэтому Он такой какой Он есть, а мы все врем! Потому что мы все хотим быть лучше чем мы есть, мы все хотим наебать друг друга, хотим выставить себя в глазах других не теми, кем мы являемся на самом деле. Мы все пиздим друг другу, думая, что мы выглядим по-настоящему заибись. Мы думаем, что мы по-настоящему заибись! Но кого, мы хотим наебать, кого?
ЛИНДА. Карл, я прошу тебя, перестань! Ты ведешь себя очень плохо!  Ради бога простите его, он сильно пьян.
ЛОУРЕНС. Да, ладно все в порядке, с кем не бывает?!
КАРЛ. Вот именно! С кем не бывает?

КАРЛ. Я обращаюсь к этой вот девушке, ты думаешь, этот вот твой парень, который сейчас с тобой, ты думаешь, он тебе не врет? Он врет!
ЛОУРЕНС. Эй, ты! Ты бы лучше не переходил на личности.
ЛИНДА. Ради бога не слушайте, его он просто не в себе.
МАГДА. Я знаю, что он мне врет. Я и сама ему вру. Я знаю, что это правда, мы все врем.
ЛОУРЕНС. Ладно, ладно, Магда, ты сюда не влезай.


ЛОУРЕНС. Эй, мужик, на хера ты это сделал? Кому от этого стало лучше?
МАГДА. Мне. Мне от этого стало лучше. Потому что я сегодня весь вечер думала об этом. Потому что я смотрю на нас с тобой Лоуренс и вижу, что вся наша совместная жизнь будет сплошным враньем, потому что мы начали со вранья, потому что ты не любишь меня по-настоящему, потому что сама эта наша свадьба и то, как мы ее провели, все это уже есть ложь, и этот мужик прав, мы все хотим наебать друг друга, и сами себя, и только один Господь Бог не врет, и сейчас Господь сказал нам все правду о нас, через этого вот ебанутого святого мужика.
ЛОУРЕНС. С чего это ты взяла, что я тебе вру, Магда? Я люблю тебя.
МАГДА. Если ты думаешь, что ты мне не врешь, то ты врешь себе.
ЛОУРЕНС. Почему ты уверена, что это именно так? Почему ты не можешь допустить, что я искренне люблю тебя?
КАРЛ. Потому что, ты не знаешь, что такое любовь, приятель.
ЛОУРЕНС. Ну, а ты то откуда знаешь, что я знаю, а что нет? Ты кто вообще такой, чтобы всех нас судить? Хочешь, я сейчас так тебе вломлю, что из тебя на хуй вылетит весь этот твой ебаный миссионерский дух?!
КАРЛ. Ты можешь убить меня, но это все равно не спасет тебя от пиздежа самому себе.
МАГДА. Он абсолютно прав, этот ебанутый мужик.
ЛОУРЕНС. Да с чего это ты взяла, что он прав?! Он просто нажрался как свинья и гонит тут всякую пургу, а ты включаешься в это, потому что это попадает в твою депрессию, которую ты сама из себя вытаскиваешь, чтобы раздуть еще сильнее свое ебаное эго. С чего это я буду вас слушать, когда я вижу, что вы просто накачиваете сами себя, упиваетесь на хуй своим горем и тем, какие вы несчастные и тем, что весь мир якобы лежит во лжи?! Все это просто говно, то, что вы тут говорите. Все это просто ваша ебаная жалость к самим себе и к своему эго. Вы просто хотите поныть над собой, поплакать над своими недостатками и комплексами, вы блядь как и все мы ебаные европейцы, погрязли в своих комплексах и хотите вывалить их на окружающих. Вы как этот блядь режиссер Ларс Фон Триер, хотите заработать свою славу и свои бабки на комплексах и жалости людей к себе. А вот это и есть, на хуй главное вранье, - вранье собственному сердцу. Хотите, блядь наебать собственное сердце, хотите, внушить ему, что оно говно. А с чего это? Наше сердце никакое на хуй не говно, и оно блядь не ноет, и не стонет. Это мы ноем и стонем. Это мы вечно жалуемся на то, какие мы блядь все плохие. Ставим про это спектакли, снимаем фильмы, и от этого становимся все хуже и хуже. Вместо того, чтобы любить мы ноем, что любви нет, вместо того, чтобы меняться, мы блядь убеждаем сами себя, что ничего нельзя изменить. Да с какого это хуя, я должен постоянно поливать себя говном? Если мы хотим выбраться из этого говна, то на хуя мы постоянно льем его себе на голову?! Люди не говно, Магда, люди просто думают, что они говно.  Не слушай, этого мужика, он не ищет правды, он просто хочет загладит свою вину перед своей женой. Он оправдывает сам себя тем, что он якобы слабый и плохой, а на самом деле, ему просто нравится быть таким вот и все. Я тебе не обещаю, что я тебе никогда не изменю, Магда, но я тебе обещаю, что я буду что-то делать со своей собственной жизнью, что буду становится лучше, и что буду учится беречь тебя и нашу с тобой любовь. А все остальное это сопли и наше европейское говнище. Наше европейское говнище, которое мы льем сами себе на голову и наслаждаемся тем, что мы в говне.  Вот, так.
ЛИНДА. Может быть я и врала тебе, в каких-то мелочах, Карл, но я ни разу не обманула тебя серьезно и уж тем более, я никогда не изменяла тебе, потому что я люблю тебя, Карл.
КАРЛ. Но что мне делать, Линда, я чувствую себя куском вонючего говна?
ЛОУРЕНС. Что тебе делать, Карл? Просить прощения у Господа, за твое уныние, в которое ты тут по полной программе влип. Проси прощения, за то, что осквернил все самое лучшее в человеке и тем самым поднял свою грязную руку на творение Господа, на нас. Мы есть творение Господа, и не нужно поливать нас грязью и говном. Кайся и проси прощения, у Бога, может быть Господь по милости божьей и простит тебя, ебаного придурка. Но в одном ты прав, Карл, в том, что Господь говорит с миром через пьяных, с этим я согласен, приятель. И вот, сейчас Он как раз обращается к вам через меня, потому что я в жопу пьяный и никак блядь не могу протрезветь. И вот что Господь говорит вам через меня. Никому не ссать. Вот это, вот Господь говорит всем вам через меня. Никому не ссать, вот его мессидж! Не ссать – вот главный мессидж Господа. И не ныть! А взять себя на хуй за жопу, и выдернуть из всего этого интеллектуального, рационального дерьма в котором мы все погрязли. Оторвите, на хуй, свои задницы от этой сладкой, блядь, меланхолии в которую вы  влипли как мухи в мед. Это все наибалово чистой воды на хуй, эта меланхолия. Любите, будьте сильными, изменяйте себя и мир вокруг будет меняться, живите настолько честно на сколько можете и ничего не ссыте. Станьте такими как я, - говорит нам Господь. Станьте на хуй такими крутыми как Господь, который никогда не ссыт, и не опускает руки,  а день за днем продолжает строить этот мир, не смотря на все наше нытье и всю эту нашу ебучую меланхолию, которая ни что иное, как онанизм. Хватит дрочить, - говорит Господь, пора начать любить кого-то другого, кроме самого себя.

maxresdefault


МАРК. Потому что мы все, мы все, мы все только и делаем, что берем, вот поэтому мы и плачем. Мы только берем вот поэтому мы и плачем, блядь. Вот поэтому весь этот холокост и происходит, блядь. Вот поэтому все эта херня в Ираке и происходит, потому что мы берем, только берем. Строим, блядь, строим свой проклятый бизнес. Мы только берем, блядь. И поэтому мы все в этом туалете, потому что нас тут держит Господь Бог – босс всей этой космической мафии.
РОЗА. Космическая мафия – это так круто! Ты, блядь, такой крутой, мужик! Ты реально круче всех!
МАРК. Это все не мое, ты понимаешь это? Все это, что у меня есть это все не мое, это все мне нужно отдать, понимаешь, отдать?! Все отдать! И вот этот костюм и вот это тело и вот этот мой жир с моего живота, и мои деньги с моего банковского счета, и мой дом, и моих детей, и мои несбывшиеся мечты, и все мое короткое счастье, и все мое говно, которое во мне есть, и этот чертовый рак, от которого я блядь через четыре месяца умру, все это не мое! Все это я при рождении, взял взаймы, а теперь мне все это нужно отдать. Мы все тут живем, и думаем, что все, что у нас есть это все наше, и мы хотим все больше и больше, мы все берем и берем еще. Делаем этот свой чертовый бизнес и эту чертову карьеру, а ведь это все только кредит, ебать его в рот. Это же только кредит, ебать его в рот. Это все, мы должны отдать, все, до последнего цента и плюс проценты, которые набежали за все это время. Проценты набежали все это время! И босс космической мафии не выпустит нас из грязного туалета, пока мы не заплатим по счетам и все, все, не отдадим. Вот так, вот реально выглядит этот космический бизнес, в котором мы участвуем.

МАРК. Да херня, это все, этот рак. Какая разница отчего мне умереть, главное отдать. А тебе скажу, что за свою жизнь, я уже так много набрал, я столько всякого говна приобрел за всю свою жизнь, у меня столько всякого говна, что мне реально очень тяжело выплатить этот кредит. И я до сих пор в этом туалете, и босс космической мафии, до сих пор ждет, когда я ему все верну с процентами. Но у меня похоже уже нет сил, все это вернуть. Я похоже крепко вляпался во все это говно. Мне похоже уже не выбраться из этого липкого ебучего клея, в котором я застрял. Не легко все отдать. Брать легко, а отдавать до невозможного трудно. Отдавать просто невыносимо тяжело. Отдавать мало кто готов, потому что когда начинаешь отдавать, то вдруг, потом понимаешь, блядь, что нужно отдавать все.

65372

МАРК. Ты взяла все, Роза, всю свою жизнь. Все это вранье, которым занимаешься с утра до вечера. Ты взяла все это вранье, которым занимаешься на своей работе. Ты стонешь когда тебя трахают, Роза, ты делаешь вид, что тебе приятно, а ведь это не так, Роза, ты просто изображаешь все это, Все проститутки изображают, что им приятно я это знаю. И ты не исключение, Роза. Ты обманываешь своего клиента, а значит, ты берешь, Роза. Обманываешь, значит берешь кредит, Роза. Врешь – значит берешь, признаешься  во вранье – отдаешь. Нужно все отдать, Роза, все, всю эту ебаную ложь, в которой мы погрязли, как мухи в банке липкого меда.
РОЗА. Я все время вру, Марк.
МАРК. Мы все врем, поэтому мы все и в говне.
РОЗА. Но я боюсь не врать, мне страшно не врать, Марк. Я просто не проживу в этом страшном мире, если я не буду врать, Марк.
МАРК. Мы все так думаем, Роза, поэтому мы все и в говне.
РОЗА. Но Билл Гейтс не в говне, Марк.
МАРК. Возможно, что он в более страшном говне, Роза.
РОЗА. Но он не в таком говне, как я, Марк.
МАРК. Трудно сравнивать говно, Роза. По-моему, всякое говно - говно.

images

Картина и рама. Диалоги

Тайный мир картин – мир загадок и яви миров других народов, ушедших поколений  и отдельных вложивших свою душу в них личностей. Обрамление рамой может еще больше приоткрыть занавесу тайн художника, а может взбудоражить своей неконгруентностью и закрыть смыслы от созерцателя. Величие творцов оправ не менее важно, они создает особый мир…атмосферу «правильного» присутствия картины…и играет со «зрителем».
На выставке «Драгоценная оправа. Картины и рамы. Диалоги» была потрясена таким открытием…словно новое озарение пришло такого мощного способа передачи смыслов…как дополнения, как приоткрытия чего-то нового…как вычленение самого главного…и как высмеивания…так и главенствования над картиной. На выставке были представлены рамы с картинами изначально продуманными художником, так и отдельно подобранные сотрудниками музея. Были представлены также отдельно висящие рамы, поражающие тебя своим величием, такие рамы создавались первыми и для них специально писали картины!

23039.video_stop_frame

К сожалению, фотографировать было нельзя, и возможность поделиться увиденным столь ограничена

Диалоги:
«Богоматерь Одигитрия» Вторая половина 13 века

«Богоматерь Одигитрия» Вторая половина 13 века


Неописуемая рама! стоит только надеться, что эти фото передадут хоть толику света, исходящего от нее!!! божественна - в прямом смысле слова.
KMO_143667_00035_1_t207_215603
KMO_143667_00035_1_t218_215603

А это сочетание поразило неимоверно: диалог двух равных сил:

Иван Макаров «Портрет неизвестной» 1860
Иван Макаров «Портрет неизвестной» 1860

Поражена! и как была счастлива увидеть вживую это чудо Васнецова! Гипсовая рама по словам экскурсовода, рядом проходящей группы слушателей, неподъемна, ее привозят на специальной тележке и размещат на стену с помощью специальных устройств... и еще раз всмотревшись на сочетание двух миров, была поражена этим сочетанием. Даже вес художественной работы может играть огромную роль!

Смотря на Сирина, вспоминался Набоков...и вот часть его души перед нами...

Виктор Васнецов «Сирин и Алконост. Песнь Радости и Печали» 1896


Картина и рама, ставшие источником долговременного дискурса)) И только мой призыв к чувственному восприятию смог привести к общему видению)) К сожалению, здесь невозможно продемонстсрировать один из самых важных элементов рамы-фактуры шероховистой поверхности большей поверхности "внутренней" рамы и контраста с глянцевой "верхней" поверхностью. И вот эта мечтательность рождается, пытается выбраться, но сдерживается...что-то ей не дает перерасти в большее...

имофей Нефф «Мечтание» 1840-е
Тимофей Нефф «Мечтание» 1840-е

Валерий Якоби «Шуты при дворе Анны Иоанновны» 1872 (фрагмент)
Валерий Якоби «Шуты при дворе Анны Иоанновны» 1872 (фрагмент)

Не смогла найти слов для описания..!!!
Пётр Кончаловский «Зелёная рюмка» 1933 (фрагмент)
Пётр Кончаловский «Зелёная рюмка» 1933 (фрагмент)

Совершенно не пердает силы картины и рамы, к сожалению! но оставшееся впечатление - одно из самых сильных! Уносишься в тайну той ночи... Николай Рерих «Гонец. Восста род на род» 1897
Николай Рерих «Гонец. Восста род на род» 1897


И такое дружественное сочетание

онстантин Маковский «В мастерской художника» 1881

28421621_1215204366_Konstantin_Egorovich_Makovskiy_V_masterskoy_hudozhnika_1881_GTG
Константин Маковский «В мастерской художника» 1881

Рама потрясает! Но, честно говоря, создается впечатление неконгруентности - идет от обратного...такое сочетание выглядит как утрированная насмешка... Возникает желание поместить в такую оправу картину пыщащию уважением и почтением...

Г.Г.И. фон Преннер «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» 1754
Г.Г.И. фон Преннер «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» 1754

Без слов все явят два творения...))
Дмитрий Левицкий «Портрет князя А.М.Голицына» 1772
Дмитрий Левицкий «Портрет князя А.М.Голицына» 1772

Сколько гордыни...и сложности характера!
Сергей Зарянко «Портрет поручика А.Д.Пономарева» 1855
Сергей Зарянко «Портрет поручика А.Д.Пономарева» 1855

Поражена! Новое видение этой картины в такой оправе рождает совершенно иные чувства...как будто от меня хотят коленопреклонения...полнейший ступор перед "величием государственной мощи"...нарочитость!
Илья Репин «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» 1886
Илья Репин «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» 1886

Неожиданное представдение...но ведь такое подчеркивание чувств! Рама выдает смыслы и даже немного преувеличивает...
«Рождество Христово» 1750, Москва
«Рождество Христово» 1750, Москва

Ах, свет...! не просто диалог - органичное песние в унисон....
Владимир Боровиковский «Шесть круглых медальонов в створках Царских врат»
Владимир Боровиковский «Шесть круглых медальонов в створках Царских врат»

Двадцатый век...

Дмитрий Жилинский «1937 год. Триптих» 1987

Дмитрий Жилинский «1937 год. Триптих» 1987 (фрагмент)
Дмитрий Жилинский «1937 год. Триптих» 1987


Вспомнила слов Любовь Михайловны при показе коллажа девушки и часов: "А я?", и хотелось добавить: "почему? за что?"
лебедев.пупсик.1973
Лебедев "Пупсик" 1973


Современный художник 20-21 века Леонид Пурыгин. Его работы - новое давно забытое старое - интересное сочетание Боско, Дали и обращение к иконописи...
Экспрессивное выражение, но вот что за этим стоит...?! Возникло желание разобраться...

Леонид Пурыгин «Любовь – это Космос» 1988
Леонид Пурыгин «Любовь – это Космос» 1988

"Изюминка" этой выставки - буддистское видение себя сквозь множество зеркал, обрамленное жаром, подавляющее Эго человека - как сдерживающаяя сила...

"Выясняется, чтобы поймать мимикрирующие друг в друга смыслы в бесконечном потоке событий, банальных, кощунственных или сакральных, необходимо не просто остановить мгновенье, но обрамить его.  Рама –  самый старый и надежный способ понять предъявленный зрителю образ.  Однако образ в изобразительном искусстве все чаще оборачивается слишком хорошо знакомым, почти символом, но опустошенным от частого употребления.  Что в таком случае происходит с рамой и нашим пониманием? "
(http://www.winzavod.ru/galleries/regina/?id=903)

Олег Кулик «Рамы» 2013
Олег Кулик «Рамы» 2013


Эта выставка для меня открыла еще большую сложность ходожественного мира! Как важно понимать - ничего не бывает просто так! Все имеет значение - любая деталь. А рама - больше чем просто деталь!

Фаулз. Коллекционер

The-Collector-243x300

Начав читать книгу Джона Фаулза «Коллекционер» и вооружившись карандашом, чтобы подчеркивать самые важные моменты, характеризующие героев, я не подозревала, что к концу книги не будет ни одной страницы с неподчеркнутым текстом. Фаулз так ярко и сильно раскрыл героев, используя важный литературный прием – рассказ от первого лица, а также перекрестное описание героев друг друга. И нет возможности уйти от понимания «послания» автора. Как необычно использовано описание Миранды: через Калибана, ее собственные рассуждения и через диалоги с Ч.В. (да, ее воспоминания, но все же послание от автора);и мы также можем узнать о героях по ссылкам на книги, музыку и картины, упоминаемые в «Коллекционере».
Канибал – какое четкое сравнение с Шекспировским героем «Бури»: «уродливый невольник дикарь». Фредерик Клигге – существо, сломленное обществом, неспособное противостоять массе и различать, что действительно благо, а что зло.
Оставшись без родителей, будучи ребенком, попал под власть своей тетушки, которая прививала ему чувство вины… за все!...и чувство «ты мне должен». Так и формировался этот субъект – с ложными представлениями. Он стремился хоть как-то выразить себя, продемонстрировать, что он лучше всех, что он не такой как все и достоин большего, чем просто работа в муниципалитете. Он нашел спасение для своего Эго в выборе чего-то такого…необычного, как ему казалось, неподвластное для всех…то, чем он максимально отличается от «сограждан» - коллекционирование. Коллекционирование - для собирания, а не для/из-за любви. Как маленький ребенок, не имеющий еще представления о самом себе, и стремящийся подражать взрослым, со всей «серьезностью» и напыщенной деловитостью, заявляет, выявленные им истинны. Только такой ребенок не так опасен – у него еще есть шанс со временем разобраться, а Калибан – закрытая наглухо коробка ненависти, жалости к себе и презрения к миру.

4a358ca607b470d3a3abf3d534d842b5

И что это за персонаж:

...страшный эгоцентрик, ставящий себя на пьедестал почета и на ступень выше, чем его окружающее общество…
«Она была – для знатока. Для тех, кто понимает»
«..как, я уверен, мир стал бы лучше»
«…у меня, как говорится, более высокие устремления»
«Даже «спокойной ночи» не сказал
«Так что, можно сказать, это была даже забота с моей стороны»
«и это после того, как я вел себя с ней вполне благоразумно»
«Я не хотел хвалить себя. Просто хотел, чтобы она хоть на минуту задумалась о том, что с ней сделал бы любой другой на моем месте, если бы она оказалась в его власти»
«Должен признаться,  мне нравилось в этих разговорах, что я кажусь таким непонятным, таинственным»
«на самом-то деле я совсем не такой»
«Я забыл  все,  что она делала в прошлом, и я ее жалел и жалел о том, что сделал в тот вечер, но только откуда мне было знать, что она на самом деле больна»
 

..и дающий себе право решать судьбы других…
«Я вообще считаю, таких, как Мейбл, надо безболезненно умерщвлять…»

…стремящийся переступить свою духовную немощь путем «обладания» материальным миром и присваивания себе характеристик далеких от него…
«А мне нравилось имя Фердинанд, даже еще до того, как увидел Миранду. В нем слышится что-то благородное, заграничное»
«…я стал читать самые классные газеты» - общество потребления и выбор лучшего… оказывает влияние общество»

… что ни слово - так оправдание себя. И до такой степени неуверенность в себе, что при каждом восхвалении себя, складывается впечатление, что он просит одобрения читателя. Не дай Бог, подумают, что не прав…!
«Никто не поймет, все подумают…»
«Я знаю, что многие могут подумать: многие могут подумать, что я вел себя странно»
«Такой уж я человек…»

«С этим родился, с  этим и умру. Ничего тут не поделаешь»
«у меня нет опыта, я никогда еще дом не обставлял»
«Я знаю, богатые люди часто выделяют на всякое такое разные суммы,  но, мне кажется, они это делают, чтоб их в газетах пропечатали или  чтоб  лишние налоги не платить»

«Неужели бы я не вызвал к ней врача, если б она по-настоящему была  больна»

…зашитый рамками окружающего слепого мира, он проповедует клише…одни клише, навязанные обществом: его сослуживца в армии, тетушки, газет…
«Типично по-женски»
«Она часто рисунки рвала, думаю, складывается ее художественная натура»
«Вы могли бы опереться на меня…в смысле финансов»
«Даже когда делает что-нибудь, что считается некрасивым, ну, там…»

«Не могу толком объяснить, только я был доволен. Я понял, раньше  я  был слабовольный, теперь - отплатил за все, что она мне говорила,  за  все,  что обо мне думала»

…глубокая обида на мир, а на самом деле оправдание своего бездействия…
«Да перестаньте вы думать о классовых барьерах, скажет. Как богач советует бедняку перестать думать о деньгах»
«Все мое
«И если человеку много в жизни недоставало, он старается любым способом возместить недостачу, пока удача на его стороне. Вам-то этого, конечно, не понять»

... «И воображать бы не стал, если б не деньги и свободное время» И даже произнося фразы, он не понимает их значение, а только повторяет как попугая: «власть развращает. А деньги – власть». Но, Боже, упаси, он же - не развратник!
«Я  хотел, чтоб она поняла, что я все это умею, только не хочу, потому что это  унижает меня и унижает ее, что мы  должны  быть  выше  этого,  потому  что  все  это отвратительно»


…человек, не испытавший в своей жизни любви. И чтобы «быть нормальным», он пользуется известным методом масс – брать… коллекционировать… обставлять… - заглушать и прятать свою душу глубоко…куда? Кто знает…?

«…а мне что это музыка, что другая – одинаково»
«Какое значение могут иметь несколько убитых бабочек для целого ряда?»
«Вот чего она никогда не понимала, это что для меня  самое  важное  было иметь ее при себе. При себе иметь - и все, этого мне было довольно. И ничего больше не надо было. Просто хотел при себе ее  иметь  и  чтоб  все  волнения наконец кончились, чтоб все было спокойно»

«Поэтому  я никогда не верил в Бога. Я думаю, все мы просто  насекомые,  живем  какое-то время, потом умираем, вот и  все.  Нет  в  жизни  никакого  милосердия. Нет никакого Великого Предела. И за ним - ничего.»

«Конечно, она не такая красивая,  как  Миранда,  самая  обыкновенная продавщица из магазина, но в том и была моя ошибка, что  я  слишком высокие цели себе ставил, я еще раньше должен был понять, что от такой, как Миранда, никогда не получу того, что мне надо, со  всеми  ее  идеалами,  прямо  фу-ты ну-ты какими  высокими,  и  всякими  хитроумными  штучками. Мне  надо  было заполучить кого-нибудь, кто меня мог бы больше уважать. Кого-нибудь попроще, чем она, пообыкновенней, кого я сам мог бы кое-чему научить.»

«Я еще не  решил окончательно насчет Мэриэн (еще одно М! Я слышал, как завотделом называл  ее по имени). Только на этот раз тут уже не будет любви, это будет из  интереса к делу, чтобы их сравнить...»


de3c660bbb7f486217387a976c04488f
Миранда – живая душа, человек с настоящими чувствами, мыслями и переживаниями. Девушка - открытая самой себе, не строящая иллюзий, а разбирающая себя по кубикам дабы понять: кто она? Фаул не выстраивает нам Идеал, он раскрывает свою душу – душу художника, полную сомнений в себе, иногда переполняющуюся негодованиями от окружающего мира, и позволяющего судить себе о других. И что далеко им не поддерживается: сразу же раскрывает свои переживания о тщеславности… монологи  Миранды – терзания автора, ведь он – человек, а людям свойственно делать «ошибки»…так мы учимся и находим себя… и Фаулз раскрывает нам себя и мир Живой души. Попадание в «тюрьму», мир заточения  и рамок заставляет ярче и глубже воспринимать мир: не голословно, а наяву.. в реальности… здесь и сейчас. И Миранде приходится бороться, оставаясь с надеждой на душу человека, полагаясь на честное слово.

07acb5138e919226424e95391fcd7741

У нее нет выхода кроме как действовать! Она не может загнуться в этом затхлом слепом мире…надо действовать! А диалоги Миранды и Калибана – борьба двух миров, бьющихся об стекло непонимания: открытость и закрытость, протянутая рука и рука с топором в руке… и все это ярко показывает Фаулз: мы –часть мира! Мы не можем быть безучастны к происходящему! Каждого касается все происходящее… «Выживу. Выберусь. Не сдамся…Не сдамся

Фаулз написал эту книгу во время важных исторических событий: проявление деколонизации, становление новых стран - шаг вперед; и одновременно выстраивание межстрановых барьеров -  время Холодной войны, Карибский кризис, страх перед применением ядерного оружия, ведение войн в Азии и Африке… и везде борьба, борьба… как будто и не было Второй Мировой войны…

И наряду с этими событиями в Лондоне рождается течение Swinging London – период оптимизма и раскрепощения. Знаменитsе The Beatles, The Rolling Stones, время бунтарской одежды и фильмов о шпионах (Первый фильм Бондианы вышел в 1962 «Доктор Ноу»)…

На этой волне формируется и сама Миранда – она не остается равнодушной, ее волнует будущее человечества. И даже сталкиваясь в диалоге с Ч.В., критикующим «современное поколение» бездушных и напыщенных особ извращенного проявления свободы после Второй Мировой войны, он видит в ней настоящего человека: да, поколения Swinging London, но истинного его проявления…без искажений первоначального значения. И в отличие от Калибана, бунтующего «Немо», эта юная девушка способна, может и берет на себя ответственность перед этим миром. Она чувствует свою необходимость для мира, он ответственна за то, что происходит вокруг.

Ч.В.- это тот упоминаемый герой в романе, который, как и тетушка для Калибана, является огранкой жизни Миранды. Ее отношения с Ч.В. – формирование ее как взрослой натуры, раскрывающее ей глаза на многое в этом мире. Его влияние – не слепое ее продажание, а процесс осмысления.

08d206f0aa1031ed930bb2d85c63c28c

«Как много у Пьеро может сказать рука. Даже складка на рукаве. Я все это знала, нам говорили и говорили об этом сотни раз, я и сама так говорила.  Но по-настоящему почувствовала это только сегодня.  Я  почувствовала,  что  наш нынешний век - век притворства и мистификаций.  Как  много  люди  говорят  о ташизме,  о кубизме, о том или другом  "изме"  и  произносят  длинные слова и фразы - огромные, вязкие сгустки слов и фраз. И все для  того  лишь, чтобы замазать, скрыть простой факт - либо ты можешь писать картины, либо  - нет.

    Хочу писать как Берта Моризо. Не подражать  ей  в  цвете,  форме,  в  чем-либо физически воплощенном, а писать так же просто, с таким же светом. Я не  хочу быть  художницей  умной,  великой,  "значительной",  не  хочу,   чтобы   мне навешивали ярлыки,  придуманные  неуклюжими  аналитиками-искусствоведами.  Я хочу писать солнечный свет на детских лицах, цветы на зеленой  изгороди  или улицу после апрельского дождя. Суть предметов. Не сами предметы.»

«Самое главное - это чувствовать и жить в соответствии  со  своими  идеалами,  если только эти идеалы не ограничиваются  собственным  идеальным  комфортом.»

«Важно сочувствовать, не быть  равнодушным.  Неужели вам непонятно?»

«Когда я впервые познакомилась с ним, я всем и каждому  твердила,  какой он замечательный. Потом наступила реакция, я решила, что  глупейшим  образом создаю себе кумира, словно экзальтированная девчонка-школьница. И  ударилась в другую крайность. Все это было слишком эмоционально.
Потому что он заставил меня измениться  гораздо  сильнее,  чем  Лондон, значительнее, чем Училище Слейда.
    Не просто потому, что он гораздо лучше знает жизнь. Что  у  него  такой огромный художнический опыт. Что он  широко  известен.  Но  потому,  что  он всегда говорит то, что думает.  Точно  выражает  свои  мысли.  И  заставляет думать меня. В этом - самое главное. Он заставляет меня усомниться в себе.
    …Он словно соскоблил с меня всю мою глупость (ну, во всяком случае, хоть какую-то ее часть), мои дурацкие, легкомысленные,  суетные  представления  о жизни, об искусстве. Мою "надмирность". Я стала совершенно иной после  того, как он заявил, что терпеть не может женщин "не от мира сего". Я и  выражение это впервые услышала от него.»
«Какое-то время она ведет себя глупо, но вот читаешь и постоянно  чувствуешь, что по глубинной своей сути она умна,  интеллигентна,  полна  жизни.  Мыслит творчески, стремится все делать в соответствии с самыми высокими принципами. Настоящий человек. Ее недостатки - это мои недостатки. А  ее  достоинства...Мне еще надо добиться, чтобы и они стали моими»
«Может быть, оттого, что благодаря ему я увидела себя со  стороны и поняла, как я мелка и ограниченна, какие у  меня  устаревшие  понятия  обо всем»

«Ведь я победила - я должна прощать»
«Полна надежд. На что - не знаю. И все-таки – надеюсь»


«Надо жить, вбирать  в себя окружающий мир, познавать его, набираться впечатлений и опыта»

b14f5786441572f8300f174884d7f7c7

Влияние книги на меня
Читая эту книгу, я ощущала, что слышу знакомые фразы, и вижу знакомых мне людей. Ранее я ощущала, что что-то не так…что-то меня отталкивает от таких калибанов. Мне было тяжело, но я не могла отвернуться, и пробовала как-то помочь, как-то показать то, что я вижу, и что в них есть…я просто не могла (и не могу отвернуться). И ранее все это было подсознательно: просто потому, что я верю в лучшее в людях. Вот эта черта меня иногда «подводила», я и брякалась в лужу, но совершенно об этом не жалею. Те, кому удалось как-то помочь (и благо, есть такие примеры), это важнее!  А теперь-я осознаю, что происходило-происходит со мной. Проходя через мысли Калибана, я хотела кричать…возмущаться…жалеть…и все это в дальнейшем я увидела в словах Миранды. Миранда – это мое прошлое (то, что давно было осознано), настоящее и, надеюсь, будущее. А что-то в ее словах уже давно пройдено мной, а если бы она смогла выжить, то, возможно, поменяла бы и в этом наши взгляды сошлись. И речь не идет о пафосе или приравнивании себя к Героине, нет, только родство душ…душ с автором и близких ему проблем общества.
Фаулз возродил во мне вопрос, который я давно задавала себе, но так и не ответила: так что же является катализатором такой борьбы миров?!...что?! конечно же, ответ очевиден в некотором смысле: детство, родители, общество, детские импринты; тип психики…любовные страдания… «образование»… но почему же, даже на примере Миранды и Калибана – людей, которые не купались в любви, живших в одном обществе, каждый со своими детскими травмами…в обществе клише и нарцисизма…и оба пошли своими дорогами… Почему? Что мешала Миранде пойти «по накатанной»?! стать такой же как ее школьные знакомые? Ее тетя? Или друзья? А что помешала Фредерику пойти учиться? Любить это общество? Обращать внимание на красоту? Что?!!! Почему?!!?? И анализируя себя, и мое окружение, я не могу найти пока ответ… Фаулз видел корень зла в социальном расслоении. Но ведь это не причина…это больше косвенное влияние… отсутствие искренней любви? Любви к миру…родителям…к близкому человеку?...к себе???!!!....Возможно…

La sonnambula

Впервые удалось оказаться в атмосфере Оперного пространства и прикоснуться  игру звука голоса и человеческого и музыки оркестра. Каждая нотка, каждая тональность голоса проникали в мою голову, опускаясь вниз…ближе к сердцу, но чуть правее…и здесь, в этом пространстве скопления вибраций:  то тепла нежности, то холода безразличия или сжимающе и колющей ревности, происходит танец итальянских страстей.

WP_20141025_003
WP_20141025_002


Амина-девушка «чистейшей души», наполненная любовью к своему избраннику, и способная понять и простить горячность и юношескую «разбрасываемость» бесценного в жизни. Ее голос высок и нежен. И ей аккомпанирует скрипка, виолончель и флейта (как основные). Ее белые платья так сливаются с ее образом и ее сопрано! На первый взгляд 3 белых платья, а на самом деле – такие разные:

Дневное платье: легкость и нежность бытия: «О, боги, завтра исполниться моя самая заветная мечта –скрепиться брачными узами с любимым мне человеком!!», - так бы сказала Амина. И вот в этой легкости и нежной влюбленности, трепетного волнения перед  значимым событием, воплощается ее наряд-легкий и воздушный как Она: разлетающийся в разные стороны подол платья, ленточка так нежно развивающаяся под звуки музыки…все так игриво и по-девичьи наивно…)

preview_Sonnambula8-photo-by-Damir-Yusupov
Ночная рубашка – также воздушна, но открытый ворот с глубоким декольте как будто позволяет ее сну войти в нее, и соединить ее и сон: что породило явление сомнамбулы. Легкость и летучесть платья-скорое долгожданное наступления счастья..)))

preview_Sonnambula22-photo-by-Damir-Yusupov

Платье-страдание: после обвинения ее в измене, все кардинально меняется: музыка становиться более скрипящей, голос Амины тяжелее…и платье, как отражение ее мук, являет собой  целостное и тяжелое на вид одеяние из плотного шелка: как будто ее легкость забрали, ее надежды похитили и оставили блестящую оболочку, т.е. ее: да, красивую девушку, но без внутреннего содержания – опустошенную…

Эльвино – молодой человек, не разобравшийся еще со своими чувствами, и способный из-за ревности погубить все во имя мщения. Он ослеплен злостью, ревностью, желанием мщения и горем.  В силу своего возраста он таков: не забираясь, рубит с плеча. Но в нем нет ни капли зла…притворства…холодности… он искренен, но пока глуп. Жизнь пока не дала ему испытать чувство потери, отсюда и такое непонимание. Молодость также отражается в его теноре, и вместе с ним переживаешь всю бурю страстей, что бурлит и бурлит внутри…и его внутренний диалог все не может остановиться: «все виноваты, я ни за что не приму такую обиду, и даже слушать не хочу!»

Одеяния Эльвино не так сложны, как Амины, но четко разграничены, как и его реакции, и характерны для него. Белый костюм – черный костюм: состояние легкости и нежных чувств к Амине – состояние беспросветного горя,  предательства и покинутости.

preview_Sonnambula10-photo-by-Damir-Yusupov
preview_Sonnambula17-photo-by-Damir-Yusupov

Лиза – влюбленная безответно в Эльвино, замкнувшаяся в точке на одном человеке, не хочет открывать глаза миру, и остается затворенной в своей темнице чувств. В ней, как и во всех героях оперы Винченцо Беллини, нет ни зла, ни ненависти, ни злого умысла. Никакой корысти или эгоцентризма. Кто-то страдает, кто-то радуется, кто-то злиться, а кто-то плачет…и все настолько чистое, что сама опера создает общее настроение легкости хоть и с глубокими переживаниями.  Так и Лиза – ее сопрано заставляет продолжительно вздыхать на одном уровне и скорости, и вместе с ней переживаешь недоступность чужого сердца. Но когда она встречается с другими героями, наступает защитная реакция, проявляющаяся в резком, остром тоне – как будто нож оттачивают, а в конце этого напряженного процесса наступает бессилие. И скрипка-вот ее друг.

preview_Sonnambula9-photo-by-Damir-Yusupov

И не забудется бас Рудольфа – спокойный, глубокий голос…ты успокаиваешься с каждым произнесенным словом: оно может нести только искреннее содержание. И неслучайно именно он, явившись как причина «раздола» для влюбленных, так и мерилом спасения. Открыв глаза для Амины и Эльвино на хрупкость «прекрасного», для Лизы реальности ее жизни, может быть, он способствовал предотвращению возможных будущих трагедий, проиграв репетицию будущего.

preview_Sonnambula20-photo-by-Damir-Yusupov

Мизансцены и компоновка главных героев и местных жителей заставляла наслаждаться своей уравновешенностью и динамичностью!
Sonnambula_1
Все легкое и парящее в начале оперы-движения девушек и юношей на открытом пространстве и чистого неба;

13081102
Sonnambula_6
таинственная луна, светящая в окно комнаты Рудольфа во время бодрствования Сомнамбулы;

0_a942a_47d9aff9_L.jpeg

хаотичная березовая роща на фоне «хождения по мукам» героев;

0_a9430_bd1d83d5_L.jpeg

925638169

и хрупкий старый мост, по которому шагает Амина, находясь между сном и явью, смертельной болью от неверия любимого и его прощением…

Sonnambula_36294492855
Данное произведение Беллини хотя и просто в повествовании, но чудесно и тонко! Светлое и одухотворяющее! Дарующее надежду на лучшее… и намекающее, что все в мире хрупкое! В любой момент…внезапно способно исчезнуть, измениться…засохнуть как цветок Амины, подаренный только вчера человеком, с которым обручена на веке…
«Ah! non credea mirarti / Sì presto estinto, o fiore»
(«Ах, я не думала, цветок, что ты так скоро завянешь»)

Если сравнить постановку Пьера Луиджи Пицци и других режиссеров-постановщиков, на удивление, замечаешь, что они действительно отличаются!

Постановка Hugo de Anna в Teatro Lirico di Cagliari совершенно другая! Приближенная к итальянским пейзажам и духу того времени, она по градации внутренней драмы намного глубже и тяжелее. Постановка Пицци и исполнение Венерой Гимадиевой оставляет надежду, что вот сейчас, несмотря на всю патовость ее положения, мы вздохнем, и все измениться…она будет счастлива. И это чувство совсем не близко постановки итальянцами. Личная трагедия Амины (Eglise Gutierrez)  «убивает» какую-либо веру: она погибает от таких мук, - вот, что рождается, и отражается в тебе призвуке ее голоса.







Ария «Ah! non credea mirarti / Sì presto estinto, o fiore» Амины как разнообразна! Каждая исполнительница вносит что-то свое, что от природы, что-то, переданное генами, а что-то жененным опытом. Вслушиваясь, можно прожить с каждой ее жизнь. и хочется выделить наравне с о схожестью именно отличия.

Ария Natalie Dessay – немного сдержанности и усилия над собой. В ней наряду с женственной хрупкостью, чувствуется внутренний стержень, который придает ей мужества.




Anna Netrebko словно просит, чтобы ее услышали, обращая внимание своим «кричащим» сопрано. В нем нет нежности и шекспировской трагедии. Е голос молит и просит о помощи.


Cecilia Bartoli – какая боль! Она не может вскрикнуть, ее голос не может «поднять глаза»: еще чуть-чуть…и еще… и вот еще мгновение она взорвется, но нет-на полутоне она стихает, будто стоя на обрыве перед океаном, воздух врывается в ее легкие, не давай вскрикнуть, и крадет голос, перехватывающим порывом ветра.


Maria Callas –надежда, надежда рождается от ее голоса и манеры исполнения. «Он будет счастлив, и это главное для меня!» Искренняя чистота прекрасных чувств…



Eva Mei – тихий голос печали, задающийся вопросом «почему?...» . эта ария еще больше подчеркивает эмоциональный надрыв протагонистов мизансценой и декорациями.





Adelina Patti, записанная в 1906 году, являет тонкую и чувствительную натуру – легко обидеть, но и прощать она умеет без гордыни.


Anna Moffo своим исполнением являет «чистую» драму – осознание, что произошедшее не изменить. Она строит еще большую стену между ней и остальными, уже будучи закрытой натурой.


Какие разные! Какие богатые души!

Лени Рифеншталь. Олимпия

Лени Рифеншталь – женщина сотворившая чудеса: ее работа «Олимпия» задала норму в киногении многим будущим великим режиссерам и операторам. Как выразился Сергей Викторович Тютин на занятиях: «кино должно двигаться!»…и этим движением как камерой, так и внутри кадра нас завораживает и уносит в иной мир – пространство творящего художника.
Этот вторящий художник – Лени Рифеншталь – с детства росла борцом!

6
kinopoisk.ru-Olympia-1-Teil-Fest-der-V_26_23246_3Blker-2197562
kinopoisk.ru-Olympia-1-Teil-Fest-der-V_26_23246_3Blker-2197564
kinopoisk.ru-Olympia-1-Teil-Fest-der-V_26_23246_3Blker-2366415
kinopoisk.ru-Olympia-1-Teil-Fest-der-V_26_23246_3Blker-2366416
kinopoisk.ru-Olympia-1-Teil-Fest-der-V_26_23246_3Blker-2366417
kinopoisk.ru-Olympia-1-Teil-Fest-der-V_26_23246_3Blker-2366418
leni-riefenstahl-olympia-2

«С раннего детства отличалась железной волей, невероятным упорством и честолюбием, талантом во всём, за что бы она ни бралась. В 4 года Лени всерьёз заинтересовалась танцами и театром, на роликах каталась так, что её «показательные выступления» в берлинском Тиргартене привлекали большое количество зевак и порой заканчивались активным вмешательством полиции. Берлинскую гимназию Лени закончила, разумеется, с отличием. Вообще, будучи лучшей ученицей, она оставалась столь же необузданной и способной на самые вызывающие поступки (её оценка по поведению была лишь «удовлетворительно»). В балетную школу русской балерины Евгении Эдуардовой Лени приняли в 19(!) лет, хотя обычным возрастом для этого было 6 лет. Она трижды ломала лодыжку, но через два года стала официально лучшей ученицей балетной школы. Вскоре ей предложили длительный контракт и турне по Европе. Выступая в Праге, Лени сильно повредила колено, и все врачи сошлись во мнении, что о балете ей нечего больше и думать.
Дома Лени просидела недолго. Сходив как-то в кино, она решила сделать карьеру киноактрисы. Очаровав режиссёра Фанка, она добилась специально для себя роли с танцевальными фрагментами, рискнула на крайне редкую в 1925 году операцию на мениске, долго разрабатывала колено и практически вернула свою прежнюю форму!
Во время съёмок фильма несчастья преследовали и Лени, и всю группу так плотно, что режиссёр посчитал проект проваленным и закрыл его, отправившись в Берлин. Тогда Лени сама взяла в руки камеру и за свой счёт сделала 600 метров натурной съёмки, которые затем и спасли фильм! Потрясённый Фанк начал лично обучать Лени мастерству и режиссёра, и оператора, а по возвращении она немедленно устроилась на работу в отдел копирования, где освоила процессы проявления и копирования плёнки и монтажа фильмов!»

лени

Фильм «Олимпия» посвящен великому событию для Германии страшного времени 1936 года. Фильм-восхваление молодежи мира с подчеркнутым воспеванием германского народа заставляет испытывать чувство восхваления и гордости… невольно внутренняя значимость возрастает до уровня самозабвения перед реальной обстановкой. Как признавалась сама Лена Рифеншталь, первое время она была очарована Гитлером, оттуда и такое киновосхваление.  В своих меумуарах Лине Рифеншталь писала:
«…Георге понимал, что я нахожусь под сильным влиянием Гитлера. Правда, я чётко различала политические убеждения фюрера и его личность. Для меня это были разные вещи. Расистские идеи я безоговорочно отвергала, а вот его социалистические планы — приветствовала. Самым важным для меня было то, что Гитлер обещал ликвидировать безработицу, которая уже сделала несчастными более шести миллионов человек. Учение о расах, как тогда полагали многие, всего лишь теория и не что иное, как предвыборная пропаганда…» .
Отвечая на обвинения в сотрудничестве с нацистским режимом, Лени Рифеншталь говорила, что она думала только о работе и ни о чём больше.

4 10

«Олимпию» Лени Рифеншталь снимала 3 года (1935-1938), будучи признанной неофициально «народным режиссером», этот фильм вошел и по сей день входит в категорию лучших фильмов мирового кино. Она внесла много новшеств, которые в дальнейшем были использованы режиссерами.

Так она задала фору для вестернов, использовав способ динамического панорамирования, и изображая бег лошадей, а точнее торжетсвенно-грандиозное перебирание копыт лошадьми;

кони

Витторио Стораро, великий гений операторского мастерства, и Бернардо Бертолучи в фильме «Последний император» использовали наиважнейший кадр изображения величественной мощи, заставляющее замирать сердце;

бум
витторио стораро

Современное телевидение и документальное кино используют, по-видимому,  ее фильм как учебник для съемок спортивных событий.

И наряду с игровым кино, они научились подчеркивать важность момента, используя замедленную съемку для зрителя с замирающим сердцем; перекрещивание кадров как плавный переход для отображения «текучести» красоты движений; подчеркивание силы и мужества длительными кадрами после одержания победы соотечественника-героя (если даже было поражение, конец столь долгого кадра, не был бегством! Он поражал нарочито подчеркнутой борьбой героя!...до самого конца!); и беглым показом соперников в их поражении… и все это компоновалось с нарастающей скоростью в взаимосвязи с помпезной музыкой!
5 6 7 9
kinopoisk.ru-Olympia-1-Teil-Fest-der-V_26_23246_3Blker-2197563
Она также не была лишена чувства юмора: кадр – гражданин Германии в его устрашающем величии и бескомпромиссной силой на лице; и сразу же как альтернатива для зрителя гражданин Италии, делающий тот же самый жест, с той же мимикой и холодным взглядом, но! Ракурс все меняет! И невольно далее ты ожидаешь комичного исхода…и вуаля – гримаса недовольства и стыда поражения.

германия
usa

В «Олимпия» Лени Рифеншталь также сама ввела множество новшеств  в работе с кинооператором:
«для того, чтобы снять прыгунов с шестом, она вырыла ямы прямо на поле и смогла показать прыгунов на фоне неба. А чтобы эффектно снять бег на короткие дистанции, Рифеншталь впервые придумала катапультировать кинокамеру синхронно со стартом бегунов. Для высотных съёмок общих планов стадиона и спортивных состязаний она использовала дирижабли и воздушные шары с маленькими камерами. Прыжки в воду операторы Лени снимали тремя камерами — одна камера вверху, другая — тоже впервые в истории кино — под водой, а третья, с двумя скоростями, — сбоку. В киномонтаже, пуская плёнку в обратную сторону, меняя ритм и постепенно замедляя его, она добилась потрясающего эффекта парения в воздухе прекрасных человеческих тел».

31936_fretz

kinopoisk.ru-Leni-Riefenstahl-575149
Отбор кадров Рифеншталь не доверяла никому:

«Поиск оригинального монтажа преследовал меня и бессонными ночами. Я так и сяк перекраивала пленку, пробовала новые комбинации, вырезала сцены и вставляла на их место другие — до тех пор, пока однажды во время просмотра мне наконец-то понравилась выбранная последовательность… И так в течение многих месяцев, не прерываясь даже на выходные и праздники».

1936_olympia_2
kinopoisk.ru-Olympia-1-Teil-Fest-der-V_26_23246_3Blker-2362864

После начала Второй мировой войны и после того, как эта одаренная женщина-режиссер увидела все ужасы войны и уничтожение польских деревень вместе с их жителями, она раз и навсегда оставила мысли о карьере фронтового киножурналиста, отказала Геббельсу в его личной просьбе снять несколько фильмов, и попыталась порвать свои тесные связи с нацистской верхушкой. Результат - финансирование её проектов прекратилось. Она существовала в творческой пустоте и практически всю войну провела в полной бездеятельности как режиссёр. Лени Рифеншталь пробовала изменить сложившуюся ситуацию, но «великие» управленцы отвернулись от нее.

После войны она прошла через допросы советских контрразведчиков, через судебные разбирательства, через клевету бывших коллег и через публичный позор. Но обладая силой духом, она не сдавалась и с 1950 по 1964 годы пробовала реализовать 11 своих проектов —ни один фильм так и не был снят.

Ее жизнь после – фестивали, путешествия по европейским старнам в поиске работы – прошлое ее страны не оставляло ее в покое.
Узнав о том, что Лени Рифеншталь приглашена в США на один из кинофестивалей, американский Еврейский конгресс выступил с резким протестом и потребовал от Глории Свенсон и Фрэнсиса Копполы, чтобы те отказались от участия в фестивале, если там будет Рифеншталь. Глория Свенсон, великая актриса немого кино, ответила грубо и мудро: «Рифеншталь что, разве размахивает нацистским флагом? Кроме того, Гитлер давно мёртв» («Мемуары», сс. 568-569).
Свенсон и Коппола не позволили себя запугать, фестиваль имел успех, но…

"… Когда появились те восемь молодых людей-демонстрантов, на плакатах которых можно было прочесть, что я со своим фильмом 1934 года «Триумф воли» тоже несу ответственность за миллионы трупов в немецких концлагерях, их упрёки снова ранили меня. После чудовищной клеветы, распространявшейся обо мне десятилетиями, можно понять подобные акции протеста. Но, в противоположность ситуации на родине, за рубежом я всегда находила друзей. Как ни глубоко трогал успех в Теллуриде, именно там окончательно стало ясно, что мне никогда не освободиться от теней прошлого…"


В 70-е годы, когда ей возраст достиг 80летия, она занялась фотографией. Она начала с малоизвестного и малоизученного нубийского племени и сделала на этом материале несколько фотоальбомов, который стал сенсацией, и Лени Рифеншталь снова оказалась в центре внимания. А в 1975 году её альбомы были объявлены «лучшей работой в области фотографии».
Ей никто не помогал, кроме начинающего оператора Кетпера, который, будучи моложе Лени на 40 лет, стал её очередным избранником и верным спутником жизни.
12 13 14
leni-riefenstahl-nuba-2 leni-riefenstahl-nuba-5
Обладая неугомонным характером, Лени Рифеншталь освоила технику подводной съёмки и всю себя отдала новом увлечению, и в столетнем возрасте снимала фильмы о подводном мире!

Можно по-разному относиться к ней, но бесспорность ее гениальности киногении, нет смысла спорить. Достаточно просто смотреть!

Как говорил Владимир Юст, добившийся в 1994 году реабилитации великого комика чехословацкого и мирового кино Власты Буриана,
«Если Буриан и не превосходил своих соотечественников чрезвычайно сильным характером, выдающимися двигательными или морально-волевыми качествами, то он наверняка превосходил их в одном-единственном качестве, но зато в каком — в гениальном таланте»*.

Использованные материалы:

*
https://ru.wikipedia.org/wiki/Рифеншталь,_Лени
*http://vilavi.ru/sud/091205/091205.shtml
*Vladimir Just, Vec: Vlasta Burian (I.), Rozmluvy, Praha, 1991; с. 136).